История развития магистратуры

Первый выпуск магистрантов, прошедших подготовку по программам кафедры, состоялся в конце 2001 г. Первая магистерская диссертация на тему «Разработка элементов методики бенчмаркинга для туристской фирмы» была успешно защищена Ниной Александровной Зенкевич. В следующем году защищается Марина Викторовна Струкова, которая подготовила работу на тему «Совершенствование конкурентной стратегии туристической фирмы на рынке г. Иркутска». Руководила подготовкой обеих магистерских диссертаций Д. И. Хлебович.

Основные программы магистерской подготовки реализуются на кафедре с 2000 г. За 14 лет коллективом преподавателей кафедры всего было реализовано шесть программ магистерской подготовки по направлению «Менеджмент», а именно:

 С 2006 года, развивая магистерскую подготовку, преподаватели кафедры принимали участие в обучении и успешном выпуске студентов из групп, сформированных на основе профессиональной принадлежности магистрантов. В рамках программы «Управление человеческими ресурсами» была впервые набрана группа педагогических работников (директоры школ, учителя, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, воспитатели, мастера производственного обучения). С 2009‑2010 уч. года такой опыт был расширен, и в рамках программы магистерской подготовки «Менеджмент в индустрии здравоохранения» стала обучаться группа главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения и врачей различных специальностей. Всего за время реализации таких проектов академическую степень магистра менеджмента в БГУЭП получили более 300 человек.

 Помимо российских осуществлялась подготовка и зарубежных магистрантов. Дашдоржем Болортуяа (Монголия) была подготовлена и защищена диссертация на тему «Методические основы выбора и оценки выполнения варианта тактического плана (на примере горнообогатительного комбината  г. Эрдэнэт »  (2003 г.) – руководитель В. К. Беляев. Лю Фэй (КНР) в 2006 г. защитила работу на тему «Управление  персоналом в индустрии гостеприимства» – руководитель Н. Н. Даниленко, а Риймэд Зоригоо (Монголия) – в 2011 г. работу на тему «Необходимость и возможность развития культурного туризма в Монголии» – руководитель Н. Н. Даниленко

За время развития магистратуры на кафедре много внимания уделялось совершенствованию научно-исследовательской работы магистрантов, их активному вовлечению в исследовательские проекты, реализуемые коллективом кафедры. Это позволяло продуктивно работать над магистерскими диссертациями, темы которых отличались инновационностью, вызывали активные дискуссии как при их разработке, так и при защите работ. В 2012 г. был выполнен совместный проект преподавателей кафедры и студентов магистратуры  ‑ издана монография «Сфера социально значимых услуг: теоретические и прикладные проблемы деятельности организаций», в которой обобщен опыт решения наиболее актуальных проблем организаций в сфере здравоохранения и образования.Развитие исследовательской компоненты остается и на сегодня одним из основных принципов совершенствования программ магистерской подготовки на кафедре менеджмента и сервиса. Эффективной вовлеченности студентов магистратуры в различные проекты практической и академической направленности способствует и научно-исследовательский семинар, который реализуется во время учебного процесса на постоянной основе.

 История развития магистерских программ также тесно связана и с развитием инновационных методов, используемых в процессе магистерской подготовки на кафедре. К ним мы относим: использование информационных ресурсов и баз знаний; применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ; применение предпринимательских идей в содержании курсов; использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук; применение активных методов обучения, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»; использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.

2011 год стал началом качественно нового этапа в развитии программ магистерской подготовки. В России был осуществлен переход к двухуровневой системе образования, подготовка магистров стала организовываться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Создаются вариативные магистерские программы, которые могут составляться в прикладном или академическом профиле, дают студенту возможности сознательно определиться с желанием дальнейшей траектории карьеры.

Шаг за шагом  внедряется компетентностно-ориентированный подход к результатам обучения, использование принципа междисциплинарности в преподавании. Переход от знаниевой модели образования к модели компетентностной, междисциплинарность в преподавании – это серьезный ответ коллектива кафедры на вызовы внешней среды по отношению к системе высшего профессионального образования.

Современный выпускник магистратуры, получивший академическую степень магистра менеджмента, готов к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческой; аналитической; научно-исследовательской; педагогической.