Образование в течение всей жизни – миф или необходимость? или
Зачем учиться в магистратуре?
О ситуации на рынке образовательных услуг, востребованности образования и возможностях профессионального развития для выпускников вузов мы беседуем с к.э.н., зав. кафедрой менеджмента и сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Ольгой Николаевной Баевой.
Ольга Николаевна, не секрет, что в последние годы специалистов с высшим образованием становится слишком много, они не востребованы на рынке труда. Вместе с тем, вузы предлагают все большее количество форматов для обучения: прикладной и академический бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы переподготовки и повышения квалификации. Есть ли в этом необходимость?
Вы правы, действительно, в последние годы высшее образование становится массовым и приобретает характер социальной нормы. Если 30 лет назад только каждый пятый молодой человек в возрасте от 25 до 35 лет имел высшее образование, то сегодня – каждый третий. Однако ориентация молодых людей на получение высшего образования является экономически целесообразной. Согласно данным наблюдений за период с 1992 г., человек с высшим образованием в большей степени застрахован от риска безработицы, имеет более высокий относительный заработок вне зависимости от экономической ситуации. Анализ молодежной безработицы также позволяет констатировать лучшее положение выпускников вузов на рынке труда: уровень безработицы среди имеющих высшее образование в два раза ниже, чем среди имеющих начальное профессиональное.
Однако высшее образование сегодня – необходимое, но недостаточное условие получения привлекательной работы. Дело в том, что спрос на специалистов с высшим образованием растет медленнее, чем предложение (и это тоже тенденция, характерная для многих стран мира, включая Россию). В целом в экономике области за период с 1997 года прирост занятости на рабочих местах, предполагающих наличие высшего образования, составил чуть более 24 тыс. чел., в то время как численность занятых с высшим образованием увеличилась на 70 тыс. чел. С 1997 г. мы наблюдаем значительный прирост занятых с высшим образованием на рабочих местах, допускающих наличие более низкого образовательного уровня претендентов. Работодатели имеют возможность выбирать и естественно, предпочитают видеть в своих организациях более образованных сотрудников.
Кроме количественных диспропорций существуют качественные несоответствия между спросом и предложением. Выпускники многих вузов (инженерных, педагогических, медицинских), несмотря на достаточное количество вакансий в этой сфере, выбирают другие рабочие места, более привлекательные для них с точки зрения уровня оплаты и условий труда. И эта работа предполагает наличие иных, нежели полученных в вузе, компетенций. Конечно, для многих позиций большая часть навыков может быть сформирована непосредственно в организации путем ускоренного приобретения практических навыков. Такой формат обучения характерен для организаций тех видов деятельности, которые (в силу устойчивого спроса на труд в течение последних десятилетий) «аккумулируют» большую часть молодежи. Это сфера торговли (более 40% работников организаций – в возрасте до 30 лет) и финансовая деятельность (доля молодежи среди работников организаций более 50%). Такое обучение формирует узкие навыки, позволяет успешно работать на низовых позициях. Однако потребности в карьерном росте, профессиональном развитии подталкивают молодых людей к дальнейшему обучению, выбору других форматов для приобретения востребованных компетенций.
Вы рассматриваете магистратуру как возможность дополнительного образования для специалистов? Или этот формат интересен, в первую очередь, выпускникам бакалавриата как возможность получить «полноценное» высшее образование?
На сегодняшний день обучение в магистратуре позволяет как расширить имеющиеся компетенции (фактически получить второе высшее образование), так и получить более глубокие знания в выбранной области, повысив образовательный уровень.
Мы наблюдаем стремительный рост интереса к образованию. Каждый седьмой студент иркутских вузов (как и в России в целом, а для европейских стран масштабы участия населения в непрерывном образовании еще более значительны) – человек, уже имеющий высшее образование: расширяющий, либо углубляющий имеющийся у него запас знаний и практических навыков.
Поскольку университет в течение всего периода реализации масштабных программ магистерской подготовки (начиная с 2006 г.) проводит исследования мотивации и уровня удовлетворенности обучением, то я могу привести конкретные данные. Для наших студентов, а 90% из них – работающие люди, образование всегда связано с желанием улучшения перспектив занятости. Для одних (как правило, в более молодом возрасте) обучение используется как сигнал для работодателя о стремлении к развитию, желании карьерного роста, это инвестиции в будущий рост. Для других – связаны с желанием смены места работы, обретением необходимого для этого образования. Для третьих (как правило, в более зрелом возрасте) – стремлением «закрепиться» на своем рабочем месте, получить диплом, «обновить» знания, полученные преимущественно в процессе практической деятельности. Основная цель, которую преследуют наши студенты – повысить конкурентоспособность на рынке труда.
Среди тех, кому интересны программы по менеджменту (а наш Уни-верситет сегодня предлагает несколько программ – International management (программа на английском языке), Менеджмент организации, Маркетинговое управление бизнесом и продажами, Контроллинг и управление затратами, Управление персоналом), я бы выделила три основные группы. Во-первых, это руководители подразделений и организаций, которые имеют базовое педагогическое, медицинское, техническое образование и осознают на определенном этапе своей карьеры нехватку управленческого образования. Как правило, такие студенты стремятся к систематизации собственного опыта, получению в концентрированном виде информации о тенденциях развития менеджмента, знакомстве с практиками лучших компаний. Вторая груп-па работающие специалисты, ориентированные на карьеру в сфере управления, они очень активны, заинтересованны, стремятся использовать разные форматы для расширения своих компетенций. Третья группа – люди, имеющие собственный бизнес, осознающие необходимость перехода от стадии предпринимательства к профессиональному управлению своей компанией. Часто вспоминаю слова одного из наших первых студентов о мотивах обучения в магистратуре: «Я управленец (по должности и функциям) уже семь лет. На первых этапах хватало собственного опыта, харизмы; далее – умных книг и различных тренингов заезжих профессионалов. Но сложность задач увеличивается, амбиции возрастают и для более качественного выполнения собственных задач и карьерного роста не хватает некоторых базовых теоретических знаний и структурирования уже имеющихся. Кроме того, отсутствие диплома сказывается и на карьерном росте, и на восприятии себя в глазах окружающих».
Менеджмент – одно из первых направлений подготовки, с которого начиналось развитие программ магистратуры в нашем Университете. Опыт реализации специализированных программ (для руководителей медицинских, образовательных учреждений), разработанных с учетом специфики сферы деятельности обучающихся, оказался успешным. Приятно отметить, что согласно данным опроса, проведенного через несколько лет после окончания обучения среди выпускников, вклад магистерской программы в формирование управленческих компетенций был оценен выше всех других программ, включая специализированные, разработанные специалистами практиками в данной сфере. На наш взгляд, это подтверждает востребованность системной подготовки, что возможно в условиях хорошо организованного процесса, осуществляемого высококвалифицированными преподавателями с учетом особенностей аудитории.
Ольга Николаевна, чем отличается магистратура с точки зрения организации процесса для студента? Есть особенности?
Магистратура – формат обучения, который позволяет реализовать индивидуальный подход к студенту. Малая численность группы (как правило, не более 15 чел.), большая доля практических занятий, предполагающих обсуждение актуальных проблем, значительная доля времени, выделенная на организацию научно-исследовательской работы – все это позволяет увидеть в аудитории каждого студента. Мы стремимся таким образом организовать выполнение разных видов работ (это касается и написания курсовых работ и подготовки магистерской диссертации), чтобы каждый наш студент смог решить важные для него задачи, как с точки зрения практической деятельности, так и учебной. Совмещение работы и учебы является традиционным форматом для магистратуры, и это создает особую атмосферу в учебной аудитории – заинтересованный подход, желание вникать в детали, сопоставлять свой опыт с другими практиками. Учебный процесс организован таким образом, чтобы студент мог получить актуальные знания, увидеть область их применения в практической деятельности, обсудить важные возникающие в процессе практической деятельности проблемы, получить консультацию и установить полезные связи.
Что касается времени проведения занятий, то в магистратуре по направлению «Менеджмент» в этом учебном году два формата. Очное обучение предусматривает занятия 4 дня в неделю (вечернее время и суббота). Для студентов очно-заочной формы обучения занятия будут организованы по субботам в течение всего учебного года (начало занятий – 1 ноября).
Возникает ощущение, что мы все время должны учиться, поскольку «недоучились» тому, что востребовано на рабочем месте? В чем же, на Ваш взгляд, состоит задача Университета – учить или переучивать?
Задача Университета – предоставить возможности для образования человека на протяжении всей его жизни, способствовать формированию востребованных на рынке труда навыков. Каждый человек, стремящийся к профессиональному развитию, имеет право получить знания, которые помогут ему быть конкурентоспособным на рынке труда.
ЮНЕСКО еще в 1972 г. сформулировала цель образования: «не столько подготовка …к специфической, «на всю жизнь» профессии, сколько «оптимизация» мобильности между профессиями и стимулирование постоянного желания учиться и развивать свои навыки». Причины появления концепции непрерывного обучения связаны с серьезными экономическими и социальными изменениями – ускорением смены технологий, которое приводит к быстрому обесцениванию знаний, внедрением информационных технологий, развитием сферы услуг. В современном мире информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности на рынке труда. Нужно понять, что в обществе, основанном на знаниях, где основу экономики составляют нематериальные активы, люди сами ответственны за свой успех.
В последние десятилетия создается новый формат отношений между работниками и работодателями. Организация и сотрудник рассматриваются в качестве партнеров, которые должны способствовать росту друг друга. Задача компании – удержать такого сотрудника, предоставить ему возможности для роста и развития, задача сотрудника – постоянно совершенствоваться в своей работе. Работодатели выбирают работников, обладающих необходимыми для развития бизнеса компетенциями, «ищут таланты». Молодые люди пытаются найти компании, которая создаст им возможность для роста и развития, обеспечения приемлемого для них качества жизни.
В настоящее время Университет может предложить корпоративно-ориентированные программы – разработанные специально с учетом специфики проблем конкретной компании, с привлечением к проведению занятий руководителей и тренеров компаний. Мы открыты к сотрудничеству и готовы предоставить имеющиеся у нас ресурсы для решения общей задачи подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов компаний, действующих на региональном рынке.